Прочитайте текст. Как текст - законченное произведение искусства. Вдыхайте каждое слово как аромат. И даже не важно, что есть суть, о ком, сюжет... Важно Слово. Иногда оно передаёт и солёный вкус слёз, и сладость астраханского арбуза, и привкус крови. Просто слово. Так пишет Норштейн. Сегодня 22 ноября в мастерской-студии Юрия Норштейна вспоминают режиссёра Мурада Аманова, ученика Юрия Борисовича. В этот день 14 лет назад остановилось сердца одного из самых добрых и солнечных людей из окружения Норштейна. Вот что пишет Юрий Борисович о Мураде. 🌿 "Художник должен проводить детство на пустырях, средь дикой травы и заросших развалин, он должен смотреть лазурные мечети или глинобитные купола, будто собранные в единое целое архитектором-авангардистом. Художник должен слышать в детстве запах кизячьего дыма, смотреть, как ловко шинкует лук шашлычник, а женщины в ярких одеждах снуют бесшумно, как в танце, по двору. Художник должен видеть следы пальцев на глинобитной стене или дранку среди облупившейся штукатурки или потрескавшуюся кракелюрами краску, гладить пыльные, тяжёлые стволы чинар. Я думаю, что Мурад несёт в себе весь тот мир, не только лирический, но и жестокий, с оскаленными зубами и медленно плывущими звуками туркменской скрипки гыжак. Просвещение соединяется с вогнутым зеркалом детства. Мураду повезло. После лома, лопаты, после шорканья скребком по московскому ледяному тротуару он мог придти в свою каморку, где пахло красками, где стояли прислоненные к стене незаконченные живописи и наступал час, когда хозяин мог принадлежать самому себе. Я почему –то хорошо представляю Мурада, как вечером, обрядившись во всё глаженное, он отправлялся бы куда-нибудь в кафе посидеть в одиночестве, оглядывая незнакомую публику, но и так же легко воображаю, как он мог бы подняться на сцену, попросить у ударника палочки и слабать вместе с квартетом «Караван». «Шагай вперёд, мой караван, огни мерцают сквозь туман…» Мне кажется, он хорошо бы смотрелся играющим на трубе, вспоминая несравненного Луи. Лицо Мурада Аманова мне знакомо. Я видел в детстве похожие лица у некоторых взрослых. Они чем-то неуловимо отличались от других, возможно неучастием в общих разговорах. Они смотрелись чудаками. Над ними беззлобно посмеивались. Легко представляю Мурада где-нибудь в провинциальном городке, где даже незнакомые будут приветствовать его как давнего приятеля. В тёмном костюме, в белой рубашке при галстуке, в шляпе, брюки со стрелочкой, фартовые баретки. Он в компании друзей, как перед фотоаппаратом, все улыбаются. Его лицо лишено агрессивности. Но с его лицом трудно ходить по нынешней Москве. Плати за нездешнее лицо. Бальзаки, чем не сюжет для небольшого рассказа? «Юри Борисович, – (Мурад говорит «Юри»), – ношу с собой удостоверение члена Союза кинематографистов, иногда помогает». Мурад – художник, режиссёр-мультипликатор и сценарист. Он просвещённый. Но просвещение, столкнувшись с тупой силой, проигрывает. Тупая сила живёт на самоокупаемости. Наше сегодняшнее состояние искусства напоминает бланк почтового отделения, который нужно заполнить, отвечая на вопросы, а ненужное вычеркнуть. Мы уверены, что искусство сводимо к функции бланка для пущей комфортности. Как поступить просвещённому? Продолжать свои занятия. Мураду повезло, он видел собаку под лопухами, её жаркое дыхание обжигало щёку и она не являлась объектом эстетического любования. Ему нужно позавидовать, потому что он близок к земле, деревьям, нагретому полдню и дождю. Он имел свободу склониться над жуком, который, перебирая лапками, катил навозный шарик. Ему нужно позавидовать – он видел пустынный горизонт, ветер, летящий по сыпучим горам бесконечных сыпучих песков.А потом он долго в Москве работал дворником и видел больше других. В пять утра надо было идти разгребать снег и каждое утро повторялось почти одно и то же – через вверенный ему участок возвращались домой юные любовники, подтягивались к шашлычной алкаши поправиться утренним хашем, выходили на прогулку арбатские старушки выгулять своих пёстрых, будто в папильотках, старомодных болонок. Им, четвероногим, и то счастье, что они могут обойти любимые углы и поздороваться с Мурадом. Что-то было в арбатских пространствах от коммуналок, одесских дворов, итальянских переулков. И если бы протянуть через дворы один большой стол, все пришедшие узнали бы друг друга. И Мурад с дворницким инструментарием был бы свой и ему подносили бы от каждого сообщества. А старуха будет идти под деревьями, сыпать корм, а птицы будут следовать за ней, перелетая с ветки на ветку. А следом Мурад будет вглядываться в её лицо и сочинять её жизнь для будущего кино" Аманов Агамурад Хайытмурадович (Сценарист, кинорежиссер, художник) Биография: Дата и место рождения: 1 января 1960 г., Туркмения Дата и место смерти : 22 ноября 2008 г., Москва В 1979 окончил Туркменское Государственное художественное училище им. Ш.Руставели (факультет живописи), в 1991 – Московский Государственный Педагогический Университет (факультет художественной графики), в 1995 – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Ю.Б.Норштейна и Э.В.Назарова). Сотрудничал со студиями «Пилот», «ШАР», «Мастер-фильм» Призы: Любовь - 1-й приз МКФ КРОК - Диплом международного конкурса “Св.Анна” 2001 Тузик Призёр Российского Анимационного Фестиваля “Суздаль 2001” фото: Мурад Аманов на студии Юрия Норштейна Страницы журнала "Ностальгия"за 2006 год со статьями Юрия Норштейна и Мурада Аманова Видео: фрагмент фильма "Странник" Озвучивают Эдуард Назаров и Екатерина Бнатова, в финале звучит голос автора -Мурада Аманова #норштейн #сказкаСказок #мурадаманов #юрийнорштейн #СтудияНорштейн #Сказкасказок #шедеврыанимации #ЕжиквТумане #Norstein #товарищество #КлассикаКинематографа #официальноесообществоНорштейна

Теги других блогов: кино искусство воспоминания